Стиль и мода 60-х оказали огромное влияние на развитие многих направлений фэшн-бизнеса. Середина XX века была поистине революционным периодом – рушились стереотипы, создавались эпатажные направления, появлялись новые кумиры, бросавшие вызов устоявшимся правилам. Эмансипация, молодежные субкультуры и сексуальное раскрепощение привели к кардинальным изменениям идеалов женской красоты и изменили курс женской и мужской моды.
Кто повлиял на стиль 60-х
Моду, как и историю, во многом делают личности. Эпоха 60-х подарила миру немало легендарных кутюрье и моделей, чье влияние чувствуется и сейчас.
Иконы стиля
Мэри Куант, британский модельер, открывшая миру мини-юбки, короткие шорты и разноцветные колготки.
Ив Сен-Лоран, изменивший привычные силуэты платьев и одевший в брюки женщин всего мира.
Изменилось представление об идеальной женской фигуре – стали неактуальны пышные бедра и грудь. На подиум вышли худощавые модели, которые произвели фурор на модных показах.
Твигги – хрупкая девушка 40-го размера с мальчишеской стрижкой стала символом тех лет, ее образ эксплуатируется дизайнерами и сегодня, спустя более полувека.
Верушка – явный «неформат», самая необычная супермодель журнала Vogue, давшая толчок развитию боди-арта.
Эди Седжвик – еще более хрупкая, даже анорексичная, Эди создавала весьма свободные луки с элементами богемного стиля.
Дозированно приняв смелые новшества, прогрессивные женщины Европы и Америки сохранили свой уникальный стиль. Актрисы Одри Хепберн и Катрин Денев по праву считались законодательницами моды бурного десятилетия.
В США иконой стиля стала Жаклин Кеннеди. Ее элегантные безукоризненные луки копировали модницы всего мира.
Что носили в 60-х
В середине XX-го века произошло некоторое смещение центра мировой моды из Парижа в Лондон. Однако Париж не утратил статус модной столицы, француженки с энтузиазмом подхватили новые веяния.
Короткие юбки, простые геометрические силуэты, брючные костюмы, необычная цветовая гамма и смелые комбинации оттенков – это приметы французского шика тех лет.
В Америке развивались те же тенденции, но имелись и характерные особенности. Именно здесь худоба стала акцентироваться как предмет подражания. Американки переняли макияж супермоделей с акцентом на глаза – так появились знаменитые «стрелки».
И в Европе, и за океаном стали широко распространяться синтетические ткани – нейлон, кримплен, винил и другие.
В этом же десятилетии в США возникло движение хиппи, которое внесло свою лепту – смешение стилей, некоторую небрежность, аксессуары hand made.
Платья
В Советском Союзе не было свободного доступа к информации из-за рубежа. Но желание одеваться красиво и современно ломало все преграды, и мода 60 в СССР развивалась вопреки всему.
Фасоны платьев
Трапеция
Изобретение Ива Сен-Лорана и любимый образ Твигги, короткое, узкое вверху и расширяющееся книзу платье символизировало свободу.
Фасон сочетал в себе множество разновидностей: без рукавов, с «фонариками» или «крылышками», прямым 3/4, с длинным рукавом и поясом. Вырез мог быть любой формы, самыми актуальными были «лодочка», «каре», отложной воротничок.
С завышенной талией
Идея была не нова, такой фасон носили еще древние египтянки. А в шестидесятых годах ХХ столетия манекенщицы с внешностью подростков демонстрировали на показах завышенную талию в сочетании с мини. Силуэт был выигрышным, но ориентированным на молодежь. Таковы реалии: одежду этого периода называют молодежной – «бэби-бум».
Футляр
Женственные облегающие «футляры» любили яркие представительницы эпохи Одри Хепберн и Брижит Бардо.
Эта модель имела длину до колена и закругленный вырез, без рукавов. Элегантный и утонченный наряд часто дополнялся перчатками.
Нью-лук
Не потерял популярности и «новый образ» 50-х – детище Кристиана Диора, платье «нью-лук».
Узкий лиф с подчеркнуто тонкой талией и расклешенная юбка контрастировали с новыми силуэтами, но изящество и женственность по-прежнему оставались в цене.
Брюки
Эта изначально рабочая или служебная одежда еще раньше превратилась в удобный предмет гардероба. Элегантные брючные костюмы создавала Коко Шанель, позже появились вечерние ансамбли Андре Куррежа, но главным пропагандистом женских брюк стал Ив Сен-Лоран.
Открыв для себя новую нишу, прекрасный пол стал экспериментировать с моделями. Были популярны прямые, расклешенные, палаццо, капри, кюлоты и шорты. К тому же именно в это время началось победное шествие джинсов.
Советские женщины отстаивали свое право на ношение брюк в борьбе с общественным осуждением, основанном на идеологии.
Первые брючные костюмы были строгими, с прямым или слегка приталенным пиджаком и прямыми же или чуть расклешенными брюками. Только в следующем десятилетии наши соотечественницы стали носить клеш и джинсы.
Верхняя одежда
Говоря об одежде того времени, нельзя не отметить воплотившееся в ней новое направление – поп-арт. Основные принты – геометрические и абстрактные фигуры в ярком, контрастном исполнении, изображения людей и отдельных частей тела в духе комиксов, авангардные черно-белые сочетания. Тогда же появился «леопардовый» принт как проявление бунтарства.
Нельзя не упомянуть и супермодный предмет гардероба – синтетические плащи «болонья». Они получили широкое распространение в восточной Европе, и особенно в СССР.
Носить такой плащ считалось престижным, и статус обладателя культовой вещи сразу поднимался на несколько ступеней.
Купальники
С 20-х годов до 1960-го купальный костюм прошел целую эволюцию – от закрытого длинного трико до скандального и почти запрещенного в прошлые годы «бикини». Купальник «бикини» символизировал свободу в выборе одежды и в поведении, и в то же время выдвигал определенные требования к женскому телу.
Изобретение лайкры – эластичного, быстро сохнущего материала, и сексуальная революция окончательно развязала руки дизайнерам.
В середине 60-х был изобретен купальник «монокини» с глубокими вырезами либо полностью обнажающий грудь, и в лексиконе стилистов появился термин «topless».
Аксессуары: сумочки, очки, украшения
Сумки отличались лаконичностью и минимализмом. Разнообразные формы и элементы декора появились уже ближе к семидесятым, сначала это была строгая геометрия – квадрат, прямоугольник, трапеция – и неброские графические узоры.
В украшениях царил настоящий бум искусственных драгоценностей и пластика. Яркая крупная бижутерия демонстрировалась с киноэкранов и на подиумах.
Большие бусы, огромные футуристические серьги и браслеты носили и солидные дамы, и молодежь. А с началом эпохи космоса особо популярным стало «космическое» и «инопланетное» направление.
Большие солнечные очки в массивной оправе – супермодный аксессуар того времени.
Фантазия стилистов рождала необычные формы, от квадратных и круглых до «крыльев бабочки», «кошачьих глаз», и даже «космических».
Обувь
Прежде всего изменились материалы для производства обуви. На смену натуральной коже и текстилю пришла синтетика – полихлорвинил. Это открыло большие возможности для экспериментов.
Белые ботинки с квадратными носами от Пьера Кардена, полусапожки от Мэри Куант, высокие сапоги «гоу-гоу», разноцветные туфельки с пряжками – вся обувь отличалась невысоким квадратным каблуком либо плоской подошвой.
Мировая мода 60 для женщин СССР не была легкодоступной, но курс был уже проложен. Мини-юбки сделали акцент на ноги, и обувь должна была подчеркнуть их достоинства.
Так появились босоножки с высокой платформой, сабо на деревянной подошве, а стильные девушки носили изящные «лодочки» на шпильках, невзирая на осуждение и тотальный дефицит.
Модные 60-е в наше время
Цикличность моды известна, и современные тренды часто родом из прошлого. Многие вещи из шестидесятых годов актуальны и сегодня.
- Мини. Однажды возникнув, длина мини не исчезает, появляясь из сезона в сезон в коллекциях знаменитых кутюрье, на подиумах и улицах наших городов.
- Силуэт «трапеция». Этот легкий свободный крой стал уже классическим фасоном современных платьев и пальто.
- Платья с пышной юбкой. Хит весенне-летнего сезона 2022 – платья с пышным подолом и тонким пояском на талии.
- Обувь. Высокие сапоги, платформа, туфли на устойчивом каблуке с квадратным или закругленным мыском, легкие туфельки на плоской подошве, называемые сегодня «балетками» – все это было в середине прошлого века, актуально и сейчас. А классические «лодочки» модницы носят сегодня даже с рваными джинсами.
- Принты. Абстракция, поп-арт, анимализм, персонажи комиксов и мультфильмов, графические узоры – современные трендовые принты перекликаются со смелыми находками 60-х.
- Аксессуары. Стилисты регулярно обращаются к ретро-мотивам, и сегодня снова востребованы каркасные сумки среднего размера и броская бижутерия. В сочетании с модной одеждой аксессуары получают новое прочтение и становятся элементами стильных луков.