Стиль и мода 50-х формировались в атмосфере приподнятости и надежд. Мир восстанавливался после Второй мировой войны, люди нуждались в позитиве, а для женщин всегда была важна красивая одежда и внешняя привлекательность.
Советский Союз выходил из послевоенной разрухи тяжелее других стран. Но жизнь брала свое: первое мирное десятилетие в СССР называют «хрущевской оттепелью». В страну стали свободнее проникать западные тенденции, в том числе и женская мода. Не имея возможности приобретать наряды от знаменитых кутюрье, советские женщины все же перенимали их стиль.
Кто повлиял на стиль 50-х
Как и в 40-е годы, продолжал развиваться уникальный новаторский почерк Коко Шанель. Но основные направления в этот период задавали Кристиан Диор и Кристобаль Баленсиага.
Таланту Диора дамы обязаны появлением в гардеробе истинных произведений искусства:
- «new-look» – символ женственности, платье-цветок с узким, часто декольтированным лифом и пышной юбкой;
- жакет Le Bar, конструирующий безупречные линии силуэта;
- юбка «карандаш», вошедшая в классику как идеальный фасон для любой фигуры;
- принт «горох», ставший «изюминкой» для женских нарядов всего мира.
Моду 50 годов для женщин называют эрой Баленсиага. Его фантазии и искусству обязаны своим появлением:
- платья «туника», «мешок», «baby-doll»;
- «браслетный» рукав ¾;
- свободный жакет;
- пальто «кимоно», «кокон», «каре».
Иконами стиля для женщин тех лет были Мэрилин Монро, Одри Хепберн, Грейс Келли, Софи Лорен, Жаклин Кеннеди.
Развивалась мода 50 и в СССР, открывались Дома моделей, и кумиром наших соотечественниц стала Регина Збарская, супермодель, которую знал весь мир.
Идеальными очертаниями женской фигуры были округлые плечи, тонкая талия (вплоть до корсетов), высокий бюст – «песочные часы». Этот силуэт оставался востребованным еще долгое время.
Что носили в 50-х
Мужская мода 50-х годов не претерпела кардинальных изменений – двубортные и однобортные костюмы, полуприлегающий пиджак, широкие брюки с защипами и отворотами. Ансамбль дополняла рубашка – белая, в полоску или клетку – и галстук. Мужской силуэт стал меняться лишь к концу десятилетия.
Но женщины, устав от испытаний и ограничений, с энтузиазмом восприняли новые образы.
Платья
С пышной юбкой – талия подчеркивалась пояском, однако имели место и другие варианты. Иногда ее поднимали повыше и декорировали контрастным текстильным поясом. Другая версия – широкий низ пришивался чуть ниже приталенного лифа, подчеркивая изгибы тела. Часто дополнением служил короткий жакет-болеро.
Узкие – платье-футляр, трансформировавшись из «маленького черного» от Шанель 30-х годов, прочно заняло передовую позицию. «Футляр» плотно облегал бедра, его длина доходила до колена – любимый фасон Мэрилин Монро.
«Baby-doll» – женственная и кокетливая модель очень полюбилась молодежи 50-х.
«Мешок» – этот экстремальный силуэт появился в противовес изысканным моделям Диора. Цельный клинообразный крой без акцента на талию был предельно прост и незамысловат, но Баленсиага славился совершенным выполнением даже мелких деталей, и необычное платье получило признание.
Брюки
Большая любительница брюк Коко и другие модельеры продолжали разрабатывать свои коллекции брючных костюмов. Но после тяжелых военных лет женщины не слишком охотно носили брюки – хотелось женственности, изящных платьев. Модели брюк тех лет были лаконичными – узкими, без карманов и всяческих деталей.
Проходило время, забывались годы испытаний, появлялись новые фасоны – более длинные, широкие, фантазийные. Однако брюки вошли в женский гардероб как must have только в следующем десятилетии.
Рубашки
50-е годы обогатили дамский гардероб новым приобретением – рубашками по типу мужских. Сначала их носили девушки-подростки для домашней работы, завязывая узлом на талии. Дизайнеры подхватили этот образ и сделали его модным трендом. Рубашки и блузки в мужском стиле появились во многих модных коллекциях.
Однако это диктовало определенные требования – такая одежда должна была быть жестко накрахмаленной и тщательно отглаженной. Проблема была решена с появлением нейлона и других синтетических тканей.
Первые искусственные материалы были жесткими и сильно топорщились, но модниц это не останавливало, и они непременно включали рубашки в свой гардероб. Более того, популярными стали платья-рубашки.
Юбки
«Цветок»
При упоминании женской одежды того времени сразу возникает ассоциация: широкие юбки, закрывающие колени. Образ цветка от Диора воплотился в этой одежде в полной мере. Характерной деталью был широкий пояс, создавалось впечатление завышенной талии.
Стилистам удавалось в этих рамках создавать оригинальные модели:
- «солнце» – изделие из цельного полотна, которое естественно драпировалось вокруг бедер;
- умеренный клеш – более компактный вариант, ширина подола не превышала трех объемов талии;
- в складку – верх оформлялся односторонними складками, которые закреплялись поясом, изделие было объемным и очень пышным;
- другая разновидность – крупные встречные складки сверху были застрочены, ниже расходились мягкими волнами;
- «пудель» – горячий тренд десятилетия: подол юбки «солнце» украшался крупными аппликациями – изображениями пуделей, кошек, белок у молодежи и более сдержанными вариантами у взрослых дам, к примеру – зонтов, Эйфелевой башни или бокала вина.
«Карандаш»
В середине десятилетия Кристиан Диор представил принципиально новую коллекцию – одежду Н-силуэта как альтернативу «new look». В нее входили и узкие облегающие юбки.
Новые фасоны сразу оценили иконы стиля Грейс Келли и Одри Хепберн, а Мэрилин Монро сделала «карандаш» культовой вещью, считая, что такой крой даже формирует особую походку. С этого времени юбка-карандаш стала определяющей частью женского гардероба.
Купальники
Вспоминая стиль середины ХХ века, следует отметить фасоны купальных костюмов. Как и в предыдущие годы, популярными были цельные купальники с довольно сложным кроем и деталями. На лифе были драпировки и подрезы, низ выполнялся в виде шортиков или штанишек-буфф, часто дополнялся юбочкой.
Раздельные модели также изобиловали рельефными линиями и накладными элементами, более высокие вырезы трусов делали ноги визуально длиннее.
Аксессуары: сумочки, очки, украшения
Сумки
В мирное время отпала необходимость во вместительных сумках, но сначала объемные модели все же оставались популярными, так как гармонировали с пышными юбками. Спустя несколько лет аксессуар стал меняться, появились маленькие сумочки в необычных формах – «труба», «коробка», шестиугольные, с ярким декором.
Сумка была элементом не только функциональным, но и статусным. В феврале 1955 года Коко Шанель представила сумку Chanel 2.55, а через год фирма Hermès выпустила модификацию Hermès Kelly.
Так возник тренд – стеганые сумки четкой формы, с закругленными углами и короткими ручками.
Украшения
Самым модным и изысканным украшением считался жемчуг. Нитку жемчуга или жемчужные бусы женщины носили практически к любому наряду. Вместе с тем в моде были брошки, клипсы, массивные браслеты. Оригинальное направление – украшения в виде птиц, животных, растений – сменило прежние геометрические формы.
К актуальным аксессуарам того времени относились также перчатки – короткие и длинные, широкие пояса, разнообразные элегантные шляпки.
Для советских женщин настоящей находкой стала бижутерия из Чехословакии – многоярусные бусы из стекла и бисера, яркие клипсы.
Очки
С 1950-го года стильной деталью лука стали и солнечные очки.
Во второй половине 50-х возник настоящий хит – оправа в форме больших крыльев бабочки с богатой инкрустацией.
Обувь
Возвращение к женственности и элегантности определило и стиль обуви. И если форма туфель была стабильной – лодочки с заостренными мысками, то каблук стал материалом для дизайнерских экспериментов.
В начале десятилетия дамы носили обувь с каблуком «kitten heels» высотой до 5 см. Затем появился «шок» – каблук, выгнутый наружу, «запятая» – вогнутый внутрь, высокая «шпилька». Ноу-хау обувщиков 50-х – чтобы тонкий высокий каблук не ломался, в него стали вставлять металлический стержень и обтягивать кожей.
Модной обувью были также балетки на плоской подошве и мюли – туфли без задников. Особое признание получили знаменитые двухцветные лодочки с ремешками от Коко Шанель.