Многие люди, если их спросить о национальной русской одежде, сразу назовут расшитые сарафаны с рубашками, армяки и кафтаны, подпоясанные кушаками. Образ сложился довольно устойчивый, его часто можно увидеть на стилизованных гуляниях, во время проведения народных праздников, в спектаклях, фильмах, мультиках. Мы подробно расскажем о традиционной русской народной одежде и ее особенностях.
История костюма
Сегодня издано много интересных материалов по истории русских одежд, да и вообще, обстановки народной жизни. Как наряжались люди, что надевали на голову и на ноги, как выглядели в будние дни и на праздниках – обо всем этом написано. Мы предлагаем только основную информацию.
Любой национальный костюм – отражение народных традиций, культуры. История движется, общество развивается, меняется одежда. Но общие элементы остаются, переходя из века в век.
Одной из ярких отличительных черт русского наряда является просторный покрой, а также искусная вышивка на одежде. Детали вещей оформлялись декоративными орнаментами с характерными мотивами и цветами.
На Руси одежда давала много информации о хозяине. Глядя на костюм, определяли:
- к какому сословию относится человек (крестьянин, купец, дворянин);
- какова его основная деятельность;
- в каком регионе проживает, к какому климату привык.
Под влиянием этих факторов и культурных взаимоотношений со странами-соседями формировался русский национальный костюм. У крестьян он был максимально простым, без особенных излишеств, если не говорить о праздничных нарядах.
У знати даже повседневные изделия расшивались яркими узорами, шелковыми, золотыми или серебряными нитями, самоцветами, бусинами, жемчужинами. Одно оставалось неизменным для всех слоев общества: одежда производилась из натуральных волокон, чаще всего – хлопковых, льняных или шерстяных.
Немного фактов
Начало формирования русского национального костюма – XIV век. Тогда феодальная знать носила самобытные наряды, отличающие жителей Киевской Руси.
Наша страна всегда находилась в тесных контактах с соседями, что не могло не повлиять на внешний вид славян. В XV веке русские князья одевались в просторные, распашные кафтаны с приталенным кроем, пришедшие из Польши. Украшалась одежда искусной цветной вышивкой, каменьями, золотыми нитями.
Правление Петра Первого принесло сильные изменения в моду. Российский император желал приблизить страну к Европе, максимально запрещая все родное, национальное, даже костюм. В одежде приветствовались европейские традиции, что сказалось отрицательно на народных. Однако при правлении Екатерины II от подобных взглядов отказались: в моду вернулся русский костюм. Пытаясь реабилитировать его, императрица приветствовала использование пышных тканей, национальных узоров и мотивов, свободный крой изделий. Так продолжалось до войны с Наполеоном.
Этот непростой период для России обозначился сильнейшим подъемом патриотического духа. Народ объединялся, чтобы победить врага. Возрос интерес ко всему исконно русскому. Даже знатные дамы стали надевать национальные наряды, и в светском обществе снова ожили такие названия, как «кокошник», «сарафан», «сорочка».
Виды национальной одежды
Если говорить о видах русской народной одежды, их делят на дворянскую, крестьянскую и военную. Причем, независимо от принадлежности, все отличаются:
- свободным кроем;
- многослойностью;
- наличием пояса;
- вышивкой от «дурного глаза».
У каждого человека был набор обычной повседневной и обрядовой, или праздничной, одежды. Вторая украшалась вышивками и дополнительными деталями, соответствующими положению владельца.
Дворянская
Вплоть до указов Петра Великого (вызывавших большое негодование в светском обществе) дворяне носили характерную для русских людей одежду – пышную, многослойную, расшитую узорами-оберегами.
Женские платья были очень тяжелыми, до 15-20 кг, что и обусловливало величавую, неторопливую, «царственную» походку. Наряды богато украшались самоцветами, различной дорогостоящей фурнитурой, металлизированными нитями.
Ткани – парча, бархат, сатин, тафта, кумач, атлас. Материи обычно привозились из-за границы – Италии, Турции, Византии, Англии. Женщины и мужчины знати привыкли одеваться роскошно не только для выхода в свет, но и дома.
Крестьянская
Вообще, одежда русского народа была выполнена в едином стиле и из природных материй. Вот только для простого люда использовались дешевые ткани, а украшения были гораздо более скромны, да и слоев одеяний было меньше.
Военная
Изначально на Руси не было единой военной формы. Оправляясь на ратные подвиги, мужчины одевались по финансовым возможностям. Но с ростом государства, укреплением централизованной власти, стали осуществляться призывы на службу. Форма постепенно приобретала единый вид, а по знакам отличия определялись род войск, звание, положение и т.д.
Детали и их значение в одежде
Отличие национальной русской одежды – в деталях. Например, вышивка часто носила сакральный смысл, оберегала от сглаза, темных сил. Замысловатые или, наоборот, простые узоры, а также разнообразные элементы красноречиво говорили о положении хозяина одежды, его социальном статусе, месте проживания.
И все же, несмотря на заметные различия, в целом сохранялся единый стиль в одежде, да и названия многих вещей были одинаковыми для крестьян и для знати.
Огромное значение имело, для кого шьется изделие. Мужские костюмы сильно отличались от женских.
Мужская одежда
Мужская одежда, как и женская, была многослойной, просторной, удобной. Крестьяне надевали меньше вещей, чем дворяне, но различие было не только в этом. Наряды простонародья отличались лаконичностью, украшались только праздничные одеяния. У знати даже будничные вещи выглядели роскошно.
Головной убор
Летом мужчины носили тафьи, которые надевались только на остриженные головы. Они не снимались даже во время церковных служб. В холодное время года поверх тафьи надевались утепленные шапки. Дворяне носили меховые изделия или же модели из дорогого бархата, сукна. Простой люд надевал войлочные, суконные шапки. Позже появились ушанки.
Рубаха
Отличительная деталь костюма любого мужчины и прежде всего потому, что только крестьянское сословие носило рубахи как верхнюю одежду. У знати они приравнивались к сорочкам, поверх которых надевались кафтаны или другие красивые вещи. Рубахи долгое время не имели пуговиц, завязывались на шнурки, расположенные в районе ворота. Шились из гигиеничных натуральных тканей, манжеты украшались вышивками-оберегами.
Штаны портки
Производились исключительно для мужчин, женщины не имели права носить подобные вещи. Никаких ширинок долгое время не существовало – штаны подвязывали в районе пояса и на щиколотках. Крестьяне надевали только одну пару, а вот дворяне носили две. Нижние портки считались подштанниками и надевались для сохранения тепла. Верхние украшались вышивками, самоцветами, жемчугом и были дорогой одеждой.
Зипун
Верхняя одежда, в народном костюме надеваемая поверх рубахи. Зипун шился из сукна, дорогого – для знатных людей, самого дешевого – для простонародья. Нередко именно он становился заключительной деталью крестьянского наряда, в то время как дворяне надевали сверху еще кафтан.
Кафтан
Деталь мужской одежды придворных сословий. Нарядно расшивался, украшался драгоценными камнями, бисером, золотыми или серебряными нитями, жемчугами. Чем роскошнее оформление, тем богаче хозяин.
Ферязь
Если кафтан еще могли себе позволить зажиточные простые люди (купцы, например), то ферязь – однозначно деталь русской народной одежды, предназначенной исключительно для знати. У крестьян аналогичным предметом был армяк. Мужчины надевали ферязь поверх кафтана, создавая законченный образ успешного человека.
Шуба
Самая распространенная зимняя русская одежда. Ее носили абсолютно все слои общества. Правда, были существенные различия в материале, из которого шили меховые изделия. Если для крестьянских шуб использовалась дешевая овчина или заячьи шкурки, то у дворян все было иначе.
Зажиточные люди щеголяли в роскошных собольих шубах. Популярностью пользовались изделия из меха куницы, черно-бурой лисы. Одежда доходила до пят, была просторной и массивной. Черта, отличающая те изделия от современных моделей: мех находился внутри, сверху шубы отделывались сукном и искусно украшались.
Обувь
Традиционная крестьянская обувь, мужская и женская, – лапти. Плелись из лыка – тонкой древесной коры, обычно березовой. Искусству создания такой обуви обучались с детства, в русской деревни все члены семьи умели это делать.
Еще были чеботы – обувь, похожая на укороченные сапоги, которую носили все сословия. На картинках часто рисуют кривые чеботы, носы которых загибаются вверх. Однако были и прямые модели. Дорогие изделия шились из атласной или бархатной ткани, на изготовление самых дешевых шло сафьяновое полотно.
Жители городов носили сапоги. Крестьяне предпочитали модели с прямыми носками, а дворянам больше нравились загнутые вверх. Изначально обувь была на плоской подошве, но уже в XIV столетии стали изготавливать модели с каблуками.
Помимо перечисленных изделий, популярностью пользовались башмаки, ичиги, валенки. Вместо носков носили онучи – прототипы портянок. Это был длинный лоскут холщовой или шерстяной ткани шириной около 30 см. Он обматывался вокруг ноги, предохраняя кожу от мозолей, а также согревая и обеспечивая оптимальный микроклимат.
Женская одежда
Основным элементом национальной русской одежды была рубаха. Ее носили и мужчины, и женщины, но в деталях изделия сильно различались. Особенное значение имели узоры и орнаменты, приносящие спокойствие и достаток в дом, сулящие счастливое материнство, легкую беременность и роды. Девушки одевались не так, как замужние женщины. Это еще одна уникальная деталь русского быта.
Существовала и своеобразная верхняя женская одежда, головные уборы, уникальные детали костюма.
Головные уборы
Славяне наделяли волосы особенной силой. Их нельзя было обнажать, иначе могло прицепиться любое проклятие, плохое слово или взгляд, брошенные вслед красавице. Традиционной деталью наряда для женщин были платки. Они носились только замужними дамами, причем обычно из дворянства. Простые крестьянки надевали косынки.
Головные уборы не оставляли даже часть волос открытыми. Правда, незамужним девушкам позволялось оголять косу. Часто головные уборы девочек и будущих невест ограничивались только лентами или скрученными жгутом платками.
Свадебный вариант – повойник. Его надевала девушка во время специального обряда инициации. Невесте заплетали две косы, которые полностью укрывали убором. После свадьбы женщина обязана была всегда закрывать волосы. Она носила кику. Это праздничный, нарядный вариант головного убора. Поверх кики надевали специальный платок – убрус. Кроме того, женщины могли носить кокошники, повои, венцы и т.д.
Рубаха
Одна из главных деталей женской народной одежды. И у знати, и у простых крестьянок в таких изделиях ярко просматривались русские мотивы: вышивка, завязки, натуральные ткани.
Однако дворянки носили две рубахи: одну нижнюю, нательную и вторую – горничную. Она оригинально и богато украшалась, подчеркивая положение владелицы.
Сарафан
Традиционная русская одежда для девочек и взрослых женщин. То же самое платье, только легкое, длиной до пола, без рукавов, надевалось поверх рубахи и состояло из двух частей – юбки и лифа. Носили такую одежду крестьяне и бояре, только у последних изделия шились из более дорогих тканей, богато украшались.
Понева
Оригинальная женская одежда, носящая сакральное значение. Ее могли носить только девушки в возрасте невест, ждущие замужества. В южных областях такие верхние юбки, подчеркивающие талию, надевали и замужние женщины.
Поневы красиво декорировались блестками, бахромой или кистями. Вообще, для южных регионов России была характерна замена сарафанов на этот более легкий вид одеяний.
Детская
Русская одежда для детей отличались простой, экологичностью, просторностью. Она не стесняла движений, не вызывала никакого дискомфорта. Изделий было очень мало, поэтому младшие донашивали за старшими. В целом, наряд практически не отличался от взрослого.
Для мальчика первой вещью становилась пеленка, сделанная из отцовской рубахи, для девочки – из материнской. До трех лет одежда не отличалась: дети обоих полов носили длинные, до пят, рубахи. Вещи украшались специальной вышивкой – от любого негатива.
Примерно с трех лет мать шила разную одежду для дочерей и сыновей, причем использовалось новое полотно. В двенадцать лет девочки-подростки получали красивые поневы или сарафаны, а для мальчиков изготавливались портки. Дополнялись наряды соответствующими головными уборами.
Этно-стиль в современной моде
В современной моде русский народный стиль становится очень актуальным. Традиционные рубахи и сарафаны отделываются классической вышивкой, создающей необходимый эффект. В таких изделиях проявляется народных дух, воссоздается исконная культура. Конечно, современная одежда в русском народном стиле не полностью соответствует традициям, но повторяет многое. Она выглядит аутентично и ярко.
На сегодняшний день у народной одежды и современного платья мало общего, однако дизайнеры стараются возвращаться к истокам, используя характерные мотивы и украшения.
Уважаемые читатели сайта Tkan.Club, если у вас остались вопросы по этой теме – мы с радостью на них ответим. Оставляйте свои отзывы, комментарии, делитесь историями если имели дело с этой одеждой! Ваш жизненный опыт может пригодиться другим читателям.