Глазет — изысканный материал, схожий с парчой

Ткань глазет считается разновидностью парчи на основе шелка. Она содержит золотую или серебряную поперечную уточную нить. Готовый материал украшается крупными рисунками, вышитыми поверх шелковой или металлической нитью.

Что такое ткань глазет

Что за ткань

Первое упоминание гладкой ткани «Глазет» (ударение на букву «е») появилось около середины XVI века. Это время отмечено модернизацией и развитием ткацкого производства в средневековой Европе. Мастера использовали различное сырье, меняли толщину волокон, испытывали необычные способы плетения. Смелые эксперименты приводили к появлению новых, порой прекрасных видов материи. Огромное влияние стиля барокко, преобладавшего в то время, отразилось на производимых тканях.

Одним из таких творений стал глазет, появившийся благодаря французскому таланту. Слово «глазет» заимствовано из французского языка – «glacé» означает глазированный, блестящий, ледяной или глянцевитый. Название «Глазет» относится не только к материалу. Так же называются сами изображения, наносимые при помощи металлизированной нити.

Утяжеленные переливающиеся наряды пришли из эпохи императоров и королей

Ранее, этот изысканный материал, схожий с парчовой тканью, считался предметом роскоши и подчеркивал высокое социальное положение. Утяжеленные переливающиеся наряды пришли из эпохи императоров и королей.

Пик популярности глазета выпал на XVIII век. В произведении «Соборяне» автора Н.С. Лескова, жившего в середине XIX века, есть упоминание об этой ткани: «…любил лунный луч, полосой глазета ложившийся…». Также название ткани встречается в стихах В.В. Маяковского, датированных началом XX века «…белые матери судорожно простерлись, как по гробу глазет…», что говорит об использовании материала в то время.

Купить ткань глазет могли позволить себе только состоятельные люди, так как это был очень дорогостоящий материал, недоступный простым гражданам.

Состав

Состав ткани глазет отличается от остальных материалов, благодаря дорогостоящей металлической нити, ставшей утком на натуральной ткани из шелка. Золотая и серебряная отделка придает вещам изысканность, благородство.

Золотая и серебряная отделка придает вещам изысканность, благородство

Оригинальность добавляют большие выбитые рисунки, которые наносятся поверх готовой ткани. Чаще всего это элементы растительности – нежные цветы, сложные орнаменты, виноградные кисти, плоды граната, ажурные листья. Но также выпускались ткани, украшенные животными, геометрическими фигурами.

Виды и их свойства

Традиционный материал глазет мог быть гладким, а также узорчатым. Поверх основы вышивались изображения.

Ткань производилась в основном светлых тонов или имела цвет чисто белый (белая одежда смотрелась более роскошно). Материя была плотной, мягкой на ощупь. Шелковое изделие источало приятный спокойный свет, благодаря уточным блестящим нитям, переливалось необычными оттенками – перламутровыми, жемчужно-серыми, лазурными.

Благодаря этому, кроме золотого и серебряного глазета, появились названия:

  • голубой;
  • лиловый;
  • белый;
  • розовый;

В XIX веке цельные металлические драгоценные нити стали постепенно заменяться нитями, обернутыми фольгой. Ими имитировался блеск Глазета. Ткань бралась уже ярче, не только светлых тонов, а разных цветов, благодаря чему мастера пытались добиться более благородного вида материала, сверкающего в ярких тонах.

Позже, для снижения стоимости материала, основу из шелковой ткани стали заменять шерстью и хлопком.

Со временем, рельефный выпуклый рисунок стал вышиваться разноцветными нитями в стиле брокат. На цветном или золотистом материале наносилось изображение серебряной, золотой нитью. Эта ткань получила название полупарча или брокатель. Она считается разновидностью Глазета.

Брокатель используется и в современном мире, он имитирует парчу. Только в качестве нитки утка применяется люрекс. Основу изготавливают не только из шелковых нитей (жаккардовые изделия), но также из смесовых, полиэстровых волокон. Новые цвета и оттенки создаются благодаря цветной мешуре.

Преимущества

Глазет – слегка утяжеленная плотная мягкая ткань необычной красоты, одежда из которой раньше считалась «Царской». Шелк, в сиянии серебра и золота, переливаясь, передает волшебные оттенки. Особенно фантастическими кажутся отливы при изгибах и складках на одежде – от ледяного до бледно-розового.

Преимуществами материала глазета считаются:

  • эффектность, роскошный королевский вид;
  • податливость – создаются мягкие красивые складки;
  • сочетаемость – хорошо гармонирует с кружевами, бархатом;
  • плотность – держит форму, не мнется, платью не нужен подклад;
  • прочность – металлизированные нити в основе.

Ткань завораживает своим сказочным сиянием. Даже художники на своих картинах старались передать игру света глазета.

Недостатки

Такая шикарная ткань имеет некоторые недостатки, и кажется, что такое невозможно. Но минусы глазета определяются его богатым составом:

  • высокая цена – драгоценные нити, натуральный шелк являются определяющими в стоимости ткани;
  • сложность в уходе. Вещь с вкрапленными металлическими нитями нужно стирать очень бережно. Лучше воспользоваться услугами химчистки;
  • быстрый износ – при несоответствующем обращении происходит деформация и потеря цвета нитей из металла.

Соблюдая все правила по носке и уходу за тканью, глазетом можно пользоваться десятилетия. Он останется таким же привлекательным и эксклюзивным.

Область применения

В XVIII веке глазет считался очень популярным статусным материалом, доступным лишь королевским особам и состоятельному купечеству. Из него шили одежду для знатных лиц, привилегированных особ. Это мужские парадные камзолы и женские пышные платья для церемониальных мероприятий, просторные плащи, накидки.

Священнослужители из глазета шили одежду

Кроме этого, им украшали интерьер дворцов и домов богатых граждан. Тканью декорировались апартаменты, обивались стены в холлах, залах, церковных помещениях. Из него шились шикарные портьеры, шторы, ламбрекены.

Священнослужители, знатные граждане заказывали подношения (вклады) из материала. Раньше можно было встретить на гробе глазет, в качестве церемониального покрова.

К XIX веке популярность ткани пошла на убыль – из нее стали шить только женские наряды и одежду для священников.

Тканью декорировались апартаменты

В XX веке мастера решили удешевить материалы, заменив шелковую основу и дорогостоящие нити на мешуру. Но от этого ткань потеряла былой престиж.

Традиционный глазет из-за высокой стоимости в современном мире почти не используется. Его можно встретить только в праздничных церковных облачениях священников. Но он также вызывает живой интерес и приковывает взгляды своей красотой и роскошностью.

Уважаемые читатели сайта Tkan.Club, если у вас остались вопросы по этой теме – мы с радостью на них ответим. Оставляйте свои отзывы, комментарии, делитесь историями если имели дело с этой тканью! Ваш жизненный опыт может пригодиться другим читателям.

Елена Ванга

Стилист и автор.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Клуб тканей
Добавить комментарий